История марки Nissan
Компания Nissan образовалась в результате слияния нескольких автопроизводителей. История марки началась в 1911 году - на базе небольшой фирмы Kwaishinsha Motor Car Works. В 1912 году Кенджиро Ден (Kenjiro Den), Рокуро Аояма (Rokuro Aoyama) и Мейтаро Такеучи (Meitaro Takeuchi) собрали первый легковой автомобиль, оснащенный 2-цилиндровым двигателем и имеющим мощность 10 л.с. Так появился первый прородитель Nissan под маркой DAT.
В 1915 году коллеги собирают второй автомобиль - DAT-31.
На следующий год (1916) появилась модуль DAT-41. В этом же году компания объединяется с Lila, производство автомобилей переносится из Токио в Осаку. В это время предприятие занимается в основном выпуском грузовых автомобилей.
Еще одной компанией, ставшей "родителем" Nissan стала Jitsuyo Jidosha Co., Ltd, основанная в 1919 году. Она выпускала трехколесные автомобили, импортировала из США материалы, запчасти и инструменты для сборки автомобилей, являясь одной из самых передовых в сфере автопроизводства.
В 1926 году произошло объединение Jitsuyo Jidosha Co., Ltd и Kwaishinsha Co., новая компания получила название Dat Jidosha Seizo Co. В 1931 году новая компания объединяется с Tobata Casting, в результате чего образуется новый автопроизводитель под названием Tobata/Imono. Принимается решение по возобновлению легковых автомобилей. Вскоре появляется модель под маркой Datson, впоследствии переименованной в Datsun (“son” переделали на “sun” – «солнце», национальный символ Японии). Автомобили под маркой Datsun выпускались до 1983 года и возобновили своё производство в 2014 году, в рамках альянса Renault-Nissan - АвтоВаз на базе российских моделей Lada, и на мощностях российского автозавода в Тольятти.
В 1933 году Tobata/Imono, называвшуюся тогда уже как DAT Motorcar приобретает компания Nippon Sangyo, или Nissan, как для краткости называли её брокеры, торговавшие её акциями. Через год производство автомобилей было выделено в отдельное подразделение под названием Nissan Motor.
В 1935 году с конвейера завода в Йокогаме сходит первый автомобиль Datsun 14 Sedan. В 1936 году компания закупает оборудование у фирмы Graham и в следующем, 1937 году осваивает сборку на нем автомобилей. Тогда же на заводе в Йокогаме был выпущен 10 000-й автомобиль.
Во время войны производство легковых автомобилей смещается в сторону армейских грузовиков, Nissan производил еще и двигатели для военных самолетов и мотолодок. В 1943 году был достроен завод Йошивара, а компания в очередной раз сменила название – на этот раз на Nissan Heavy Industries, Ltd. В 1949 году было возвращено прежнее название.
В 1945 году компания возобновляет производство грузовиков, но большая часть мощностей реквизирована оккупационными властями. Такое положение сохранялось порядка 10 лет после окончания войны. В этот момент большая часть агентств, работавших с Ниссан, перешли к Toyota. Тем не менее в 1947 году возобновлено производство автомобилей Datsun.
В 1950 году Nissan приобретает долю акций компании Minsei Diesel Motor Co., Ltd. (в данное время Nissan Diesel Motor Co., Ltd.) и начинает разрабатывать и производить автомобили для зарубежных рынков. 1951 ознаменовался появлением полноприводного внедорожника Patrol, история которого продолжается до сих пор и характерна его многочисленными победами в ралли-рейдах. В 1952 году, чтобы заполнить технологический вакуум военных лет, Nissan подписывает технологическое соглашение с английской фирмой Austin Motor Co., Ltd и годом позже, в 1953, выпускает с конвейера первый автомобиль Austin. В том же 1953 году Nissan переносит 100-дневную забастовку своих рабочих, образовывается профсоюз компании. 1955 год был началом серийного производства моделей Datsun 110 и 120, а в 1958 начинается экспорт легковых автомобилей в США. Тогда же два автомобиля Datsun 210 выступили на ралли Австралии и заняли там первые места. Годом позже началось производство на первом сборочном заводе за границей – в Тайване и была запущена в производство модель Bluebird.
В следующем, 1960 году, вышла модель Cedric. Наравне с Bluebird она завоевала привязанность японских покупателей и ускорила темпы автомобилизации Японии. Тогда же была создана Nissan Motor Corporation в США, Nissan выиграл приз Deming, присуждающийся за мастерство в организации производства, а под маркой Datsun начинают выпускаться только пикапы для внутреннего рынка и некоторые модели на экспорт. 1961 стал годом, когда Nissan занял первое место по объему экспорта в США и образовалась компания Nissan Mexicana, S.A. de C.V. (производство она начала в 1966 году). В 1962 году закончено строительство завода Оппама, а в 1965 – завода Зама. Через год Nissan объединяется с компанией Prince Motors и покупает завод Мураяма, открывает компанию Nissan Motor Cо. в Австралии; тогда же дебютирует модель Sunny, символизировавшая собой наступление периода бурного роста производства небольших легковых автомобилей, а в модельный ряд компании Prince добавляются модели Skyline и Gloria. В 1968 году подписывается деловое соглашение с Fuji Heavy Industries, в 1969 выпускается спортивный автомобиль Nissan/Datsun 240Z. Этот автомобиль, созданный для продажи в США и адаптированный позднее к европейскому рынку, стал лидером продаж в своем классе и положил начало популярности Nissan во всем мире. Итогом 60-х годов стал выход Nissan на второе место (после Toyota) среди автопроизводителей Японии, внедрением компании на иностранные рынки (в 1969 году суммарный экспорт превысил 1,000,000 единиц), ее активным ростом и расширением модельного ряда.
70-е годы ознаменовали собой для Nissan создание производственных мощностей за границей, разработки в области реактивных и судовых двигателей. Рост автомобилизации привел к увеличению количества аварий и необходимости решения проблемы загрязнения воздуха. В 1971 году Nissan разработал свой первый экспериментальный безопасный автомобиль (ESV – Experimental Safety Vehicle) и с тех пор внедрил в свои автомобили огромное количество касающихся безопасности технологий. Кроме этого, разрабатывались технологии уменьшения вредных веществ в выхлопе – согласно принятым в то время стандартам. 1972 год был отмечен выпуском 10-миллионного автомобиля на заводах Nissan в Японии, а 1973 – открытием центра по торговле запчастями Сагамихара. На волне увеличения популярности японских автомобилей после энергетических кризисов 1970-х годов модель Sunny заняла первое место в тестах американского агентства по защите окружающей среды, став самым экономичным автомобилем и завоевав в США огромную популярность. Продавалась она под рекламным слоганом «Датсун сохраняет». В 1974 году основывается научный фонд Nissan, в 1975 открывается еще один завод – Киушу, а продажи автомобилей Nissan в Японии достигают 10-миллионной отметки. В 1976 году благодаря собственному флоту Nissan стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире, а в следующем году общее количество проданных автомобилей перешагивает 20 миллионов. В 1979 году в США открылась компания Nissan Design International (NDI).
В 1980-х годах Nissan открывает две стратегические базы производства за рубежом – в 1980 году в США (Nissan Motor Manufacturing Corp.), а в 1984 году – в Великобритании (Nissan Motor Manufacturing (UK) Limited). В 1981 году начинается всемирная продажа автомобилей под маркой Nissan как часть новой корпоративной программы по продвижению марки; произведен 30-миллионный автомобиль; Nissan подписывает соглашение с Volkswagen о производстве и продаже легковых автомобилей в Японии; завершено строительство технического центра (Nissan Technical Center). В 1982 году Nissan выигрывает Safari Rally четвертый год подряд, выпускает один из первых универсалов – Prairie и анонсирует новую торговую марку – собственно Nissan. Со следующего, 1983 года все автомобили компании начинают выпускаться под маркой Nissan, за исключением пикапа. В этом же году начинается производство модели Patrol (Safari) на заводе Nissan в Испании и пикапа Datsun на заводе в США. Там же, в США, открывается компания Nissan Research & Development, Inc. В 1984 году по линии соглашения с Volkswagen, Nissan начинает производство модели Santana. Заявив в 1986 году новые корпоративные принципы, в 1987 Nissan выигрывает конкурс «Японский автомобиль года» - точнее, выигрывают его модели Pulsar, EXA, Langley и Liberta Villa. Тогда же экспорт автомобилей Nissan переходит 20-миллионную отметку. В том же году выходит модель Be-1, а компания Daewoo Motor начинает производство и продажу грузовиков Vanette в Южной Корее. В 1988 году в Европе была представлена модель Maxima, в Японии – Cima, а модель Silvia Q’s выигрывает "Good Design Grand Prize". В следующем году Silvia получает звание победителя на конкурсе «Японский автомобиль года».
90-е годы начались презентацией новой модели среднего класса – Primera (1990). В том же году модель 300ZX стала лучшей импортной машиной в США. В это время общее количество произведенных автомобилей превысило 50 миллионов (в том числе 10 миллионов только на одном заводе – Зама), а совместно с Canon, Sony, NEC и Hitachi была основан проект Tokyo Design Network (TDN). В США открылась компания Nissan North America, выполняющая функции штаб-квартиры операций на американском рынке. А в 1991 Nissan проводит реорганизацию ассоциации своих поставщиков запчастей и основывает в Великобритании нового дистрибутора - Nissan Motor (GB) Ltd. В связи с бурным ростом в сфере автомобильных систем связи и информации Nissan вместе с Hitachi основывает компанию Xanavi Informatics Corporation. А английская Nissan Motor Manufacturing (UK) Ltd. начинает экспортировать в Японию свой 5-дверный хэтчбэк Primera UK. 1992 стал годом основания испытательного полигона Хоккайдо (на нем проводятся тесты с низкими температурами). На рынке США начато производство модели Altima (Bluebird), минивэна Quest (совместный проект с Ford), а в Великобритании появляется модель Micra (March), которая стала в 1993 году автомобилем года в Европе, автомобилем года в Японии и выиграла приз конкурса RJC New Car of the Year там же.
В том же 1993 году для европейского рынка начинается производство полноприводной модели Terrano II. Nissan расширяет свое присутствие на рынке Китая, Таиланда и Тайваня. В Южной Корее в 1994 году Nissan заключил соглашение о совместном выпуске легковых автомобилей с компанией Samsung Heavy Industries Co. и открыл в Дубаи региональное представительство - Nissan Middle East FZE. В этом же году состоялась презентация обновленной Maxima. В следующем году начался выпуск модели Almera, модель Micra начинает поставляться в Австралию, в Индонезии организовывается совместное предприятие P.T. Ismac Nissan Manufacturing (совместно с Indomobil и Marubeni). В 1996 году на заводе Иваки отметили выпуск 500-тысячного двигателя серии VQ. В 1997 году Nissan начинает продажи моделей Primera и Bluebird с вариатором (Hyper CVT, continuously variable transmission), позволяющим увеличить экономию топлива, а также разрабатывает гибридный автомобиль HEV (hybrid electric vehicle); а в 1998 начинается производство модели Presage с дизельным двигателем, оснащенным прямым впрыском топлива.
В это время Nissan задолжал кредиторам 40 млрд. долларов США. Чтобы избежать финансового краха, Nissan в 1999 году создал альянс с Renault, которая купила почти 40% его акций. В результате на мировом автомобильном рынке появился новый союз – Renault-Nissan. По итогам только 1999 года Renault-Nissan Alliance выпустил около 4 миллионов легковых автомобилей. Кроме этого, Nissan запустил программу драйв-теста по дорогам общего пользования модели Tino Hybrid и начал продажи моделей Cedric/Gloria с автоматической трансмиссией нового поколения “Extroid CVT”, что было первым в мире случаем установки вариатора на заднеприводные автомобили с двигателями большого объема. Оглашается новый план возрождения эффективности работы компании. Экспорт автомобилей достигает 30 миллионов единиц. В Великобритании сходит с конвейера миллионная Primera. Cedric/Gloria выигрывает приз “RJC New Car of the Year 1999-2000”; Extroid CVT получает приз «Технология года» 1999-2000.
В начале 2000 года проводится официальный релиз гибридного Tino и двухместного электромобиля Hypermini. Tino Hybrid начинает продаваться через Интернет. Двигатель QG18DE, устанавливающийся на модель Bluebird Sylphy, получает награду RJC the Technology of the Year. В Калифорнии начинаются продажи автомобиля Sentra с сверхнизким содержанием вредных веществ в выхлопе (super ultra low emission vehicle – SULEV). В рамках альянса с Renault объявляется долговременная стратегия по работе на общем рынке стран Южной Америки (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай), а японские дилеры Nissan начинают продавать автомобили Renault. Объявляется о создании всемирной головной компании – Global Nissan (GNX). В 2001 году Nissan и Renault открывают первый совместный завод в Бразилии. Nissan начинает строительство сборочного завода в Миссисипи и запускает драйв-тесты модели Xterra FCV, работающей на водороде, на дорогах общего пользования в Сакраменто. Производство автомобилей на заводе Мураяма прекращается. На ралли Париж-Дакар первое место в своем классе занимает автомобиль Nissan Pathfinder.
За 2002 год Nissan увеличивает долю своего участия в Renault до 15%, а Renault в Nissan – до 44,4%. Nissan Altima стала автомобилем года в Северной Америке, появилась модель Moco, с которой Nissan вышел на рынок микрокаров, план возрождения эффективности компании выполнен за год и объявлен новый трехлетний бизнес-план – Nissan 180. На сегодняшний день Nissan является вторым по величине японским автопроизводителем и одним из лидеров в мировом автопроизводстве, имея помимо своих заводов в Японии множество подразделений и дочерних предприятий по всему миру: в США, в Европе, Австралии, Южной Америке, Азии – всего в 17 странах.
В 2002 г. число платформ Nissan сократится до 15, а число сборочных заводов до четырех.
2003 Карлос Госн поражает аналитиков заявлением о том, что результаты объявленного плана NRP достигнуты на год раньше намеченного срока. Благодаря Плану Возрождения Nissan были сделаны уверенные шаги для увеличения привлекательности и конкурентоспособности продуктов, при этом были сокращены издержки и задолженность.
На следующие 3 года намечен план под названием «Nissan 180», целью которого являлось достижение дополнительного объема продаж в количестве 1 миллиона автомобилей по всему миру в течение 3-х лет, достижение 8% операционной прибыли и нулевого автомобильного долга.
2004 2003 финансовый год компания Nissan заканчивает с операционной прибылью в 6,29 млрд. евро и доходом в 11,1 %, вновь подтверждая уровень компании как одного из самых прибыльных автопроизводителей в мире.
В конце апреля 2004 года был обнародован новый трехлетний бизнес-план Nissan Value-up (Ниссан: Повышение ценности), который вступил в силу в апреле 2005 года.
Новый трехлетний бизнес-план компании направлен на рост, достижение высокой прибыльности и окупаемости инвестиций.
2006 Обновление модельного ряда Almera (появление модели «Almera Сlassic»).
Появление новой модели в сегменте компакт-вэнов «Note».
В июле 2006 года начало продаж седана бизнес-класса Nissan Teana.
25 апреля 2006 года компания Nissan объявила о намерении открыть собственное производство в России. Завод будет построен в Санкт-Петербурге и начнет выпуск продукции в 2009 году. Инвестиции в проект составят 200 миллионов долларов, на заводе будет работать 750 человек. Планируемый объем производства - 50 000 автомобилей в год.
2007 Февраль - начало продаж кроссовера Nissan Qashqai
В сентябре обновление модельного ряда X-Trail.
Октябрь – начало продаж модели «Tiida».
2008 Май - обновление модельного ряда Teana
Осень - начало продаж коммерческих автомобилей NP300 и Cabstar. Начало продаж Nissan Qashgai + 2
2009 Февраль - обновление Murano
Май - начало продаж Nissan Micra, Nissan Qashqai и Nissan Qashqai + 2 c интеллектуальной системой Nissan Connect.
2010 Появление новых NISSAN QASHQAI и NISSAN QASHQAI+2 и обновленных NISSAN PATHFINDER и NISSAN NAVARA.
Май 2010 г. - вывод на российский рынок новой полноприводной версии NISSAN TEANA 4WD
Август 2010 г. - появление НОВОГО NISSAN PATROL. Автомобиль NISSАN PATROL 2010 года получил новую платформу, новый мощный V8-двигатель, 7-ступенчатую автоматическую коробку передач и новую систему полного привода, и стал самым мощным автомобилем в своем классе!
29 ноября 2010 г. победителем премии «Автомобиль года 2011» был объявлен электромобиль Nissan LEAF - первый доступный электромобиль, предназначенный для массового производства и глобальных продаж. Впервые в самом престижном автомобильном конкурсе с 47-летней историей победил электромобиль!
По результатам 2010 календарного года Nissan стал первым японским брендом по объему продаж в России. Всего за 2010 г. в России было продано 79 614 новых автомобилей марки Ниссан.
2011 Премьера новой модели: в семье кроссоверов Nissan пополнение - четвертый кроссовер в модельной линейке Nissan - Nissan JUKE!
Гибридные технологии Nissan
В апреле 2010 года к альянсу Renault-Nissan присоединилась компания Daimler AG. Цель сотрудничества развитие производства автомобилей с гибридным приводом. В том же году появилось официальное заявление, в котором было сказано, что в гибридных автомобилях Nissan больше не используются разработки компании Toyota.
Марка Nissan в автоспорте
С середины шестидесятых, когда Prince Motor стала частью компании Nissan, история концерна неразрывно связана с производством спортивных автомобилей. Достаточно упомянуть о том, что именно компания Nissan впервые стала оснащать системами турбонаддува серийные автомобили. В настоящее время топовой спортивной моделью компании стал Nissan GT-R, разгоняющийся до 100 км/ч за 2,7 секунды.
Еще в 1985 году в компании появилось специальное подразделение Nismo.
Подразделение занято производством «тюнинговых» запчастей для автомобилей Nissan – аэродинамических обвесов, легкосплавных спортивных дисков, наборов для увеличения мощности двигателя (шатунов, поршней и так далее) и спортивных комплектующих подвески.
При помощи этих запчастей можно подготовить серийный автомобиль, к примеру, популярный среди поклонников марки Nissan Silvia для занятий дрифтом – популярным видом автомобильного спорта.
Помимо производства спортивных запчастей Nismo занимается глубоким тюнингом серийных двигателей и автомобилей в целом. Автомобилям, над которыми поработали инженеры Nismo, получают «в довесок» к названию модели дополнительную категорию «Spec», к примеру, Skyline GT-R R34 V-Spec.
Люксовый бренд Infiniti
С 1989 года люксовые модели на североамериканском рынке продаются под отдельным брэндом – Infiniti. Современные автомобили, выпускающиеся под этим брэндом, за исключением QX56, построены на базе Nissan FM. Автомобили Infiniti официально продаются в США, Канаде и ряде других стран, а с 2007 года и в России.
Материал подготовлен по информации с сайтов drom.ru, blamper.ru и nissan-avtomir.u